Версия для печати Отправить по e-mail
10.10.2011 | 15:00

«Профилактика ДЛЯ детей не нужна, нужна профилактика ВМЕСТЕ с детьми»

Знакомьтесь - Анна Швед, директор Молодежного Дома Культуры в Варшаве. «Если подростки собираются в какие-то неформальные группы, в которых царит нездоровая атмосфера, нужно создать позитивные группы, чтобы ребенок имел альтернативу», - рассказывает она.

Проблемы подростковой наркомании, алкоголизма и преступности стоят не только перед Россией. Для Польши они не менее актуальны. Анна Швед, директор Молодежного Дома Культуры в Варшаве, рассказывает о том, как подобные проблемы пытаются решить наши соседи.
 
Анна, расскажите, пожалуйста, какая работа по профилактике алкоголизма и наркомании ведется в школах и вузах Польши?
 
Сейчас мы все чаще говорим не о профилактике алкоголизма и наркомании как таковой, а о профилактике так называемого «рискованного поведения». Это поведение включает в себя и раннюю сексуальную жизнь, и алкоголизм, и наркоманию, и насилие по отношению к сверстникам, и т.д. 
 
Несколько лет назад в Польше вступил в силу закон, согласно которому каждое образовательное учреждение должно иметь свою программу профилактики, которая создается в ответ на конкретную ситуацию, происходящую в конкретной среде. Разработкой программы, по закону, должны заниматься учителя в сотрудничестве с родителями. В этом кроется его главная проблема, поскольку ни родители, ни учителя не всегда имеют для этого достаточно знаний и навыков. Но и здесь есть выход – можно взять уже готовую программу, применявшуюся в других школах. 
 
Определив факторы риска, будь то нищета в семьях, наркомания или алкоголизм, мы думаем, какую стратегию защиты следует выработать. Если подростки собираются в какие-то неформальные группы, в которых царит нездоровая атмосфера, нужно создать позитивные группы, чтобы ребенок имел альтернативу, имел выбор. Если это нищета, нужно искать возможности помогать таким семьям. 
 
Но ведь не каждому родителю захочется признавать, что в его семье есть проблема с насилием, с алкоголем, с нищетой. Как тогда реализовывать подобную программу силами родителей и учителей?
 
Есть школьные педагоги, психологи, которые могут заметить, что у ребенка проблема, и попытаться поговорить с ним об этом в индивидуальном порядке.
 
Очень сильное и перспективное, на мой взгляд, направление – профилактика среди ровесников, когда сами дети, «позитивные» дети, умеющие помочь другу или подруге, сами выступают с инициативой оказания помощи сверстнику. Дети ведь лучше всех знают, что происходит в их среде.
 
Как поступает такой «позитивный» ребенок, заметив проблему у сверстника? Идет к педагогам, психологам?
 
Он идет к «трудному» ребенку и говорит с ним как друг с другом, как равный с равным, пытается вовлечь его в другую деятельность, не связанную, например, с употреблением алкоголя или «тусовками» в плохой компании. 
 
Но такие программы – ровесник ровеснику – не означают, что вся ответственность будет ложиться только на детей. Они знают, когда нужно остановиться.
 
Возникает закономерный вопрос: откуда?!
 
От нас, от людей, которые их обучают, которые дают им необходимые знания и умения. Мы приходим в школы и проводим презентации на тему неблагополучных семей, подростковой наркомании, алкоголизма, устраиваем семинары и практические занятия на эти темы, разыгрываем сценки из жизни. То, о чем мы рассказываем на семинарах, дети впитывают и делятся этим со сверстниками. Темы семинаров могут быть самыми разными – коммуникации, лидерство, патологии современного общества (зависимости, насилие), толерантность и др.
 
В некоторых школах дети образуют группы в составе трех, четырех, а то и 50 человек (да, есть и такие школы) и занимаются вместе с учителем-«опекуном», который не является для них шефом, а слушает то, что хотят дети, и выступает в качестве посредника между ними и директором, например. Каждый месяц с таким учителем общаются профессионалы, рассказывают о том, что происходит в других школах, и т.д.
 
Если ребенок понимает, что сам не может помочь, он предлагает «трудному» сверстнику обратиться к педагогу, психологу, в центр лечения зависимости и т.д. Но при этом он предлагает быть рядом, поддержать его – если, конечно, ребенок сам этого захочет.
 
В каком возрасте подобная помощь ровесника ровеснику, на Ваш взгляд, наиболее эффективна?
 
Эта программа предназначена в основном для подростков в возрасте 13-16 лет, учащихся гимназий (в Польше три ступени образования: начальная школа, гимназия, лицей), но в ней участвуют и дети из 5-6 классов, и учащиеся лицеев. Эти ребята, лидеры, не просто приходят к трудному подростку и говорят: «Хватит пить». Они предлагают ему альтернативу – «тусовки», где нет алкоголя, занятия по танцам, по пению, походы и т.д. Без алкоголя, наркотиков и сигарет.
 
Эффективность подобных программ пока оценить достаточно трудно. Но сами дети говорят, что все больше «трудных» ровесников начинают принимать участие в этих программах, делая выбор в пользу здорового образа жизни. По нашим наблюдениям, несколько лет назад процент подростков, употреблявших алкоголь или наркотики, был выше, чем сейчас. Сейчас среди подростков становится модно не пить, не употреблять наркотики – и не испытывать из-за этого чувство стыда.
 
А если дети не могут кому-то помочь, то, по крайней мере, они помогают сами себе. Поэтому мы пришли к выводу, что не нужно делать профилактику ДЛЯ детей, нужно делать профилактику ВМЕСТЕ с детьми.
 
Сколько школ приняли подобные программы «на вооружение»?
 
20-25. Но сейчас кризис, деньги находить все труднее, поэтому осталось 12-15 школ – как в Варшаве, так и в менее крупных городах.
 
Как создается мода на здоровый образ жизни? Может быть, на государственном уровне принимаются какие-то программы?
 
Чаще всего подобной деятельностью все же занимаются негосударственные организации. Государство в основном выделяет деньги, устраивает конкурсы среди таких организаций, которые пишут свои проекты, а власти их потом рассматривают и утверждают. Конечно, профилактика наркомании и алкоголизма в той или иной форме в образовательных учреждениях присутствует, но эти программы все-таки разовые – начались и закончились, а здесь, на мой взгляд, важна непрерывность.
 
Производится ли тестирование на наркотики в школах?
 
Крайне редко, и только с согласия родителей. У школ попросту нет денег на подобные тесты.
 
 
На фото: журналисты и представители общественных организаций из различных стран бывшего СССР на занятии по арт-терапии в Молодежном доме культуры.
 
Благодарим "Фонд имени Стефана Батори (Варшава)" за помощь в подготовке материала. 
Ключевые слова: дети, помощь, поддержка, забота, люди, общество

Еще по теме:

Лечение наркомании: польский опыт

Наркомания – проблема не одной конкретной страны, наркотики вообще не знают границ. Посмотрим, как с этой проблемой справляются наши соседи -...

06.10.2011 | 15:20    Разные люди
Как загнать джинна в бутылку? Лечение алкоголизма: польский опыт

Как рассорить русского и поляка? Спросить, откуда родом водка. Поляки уверены, что «авторство» этого напитка — или по крайней мере его названия —...

31.08.2011 | 13:55    Разные люди

Популярные в рубрике: